Джон Рейнольдс Традиция
Дзогчен Как правило, учение Дзогчен встречается только в старых, не подвергшихся реформе Тибетских школах Буддистов Ньингма и не-буддистов Бонпо. В обоих случаях эти учения большей частью сходятся в содержании и терминологии, и обе традиции утверждают, что являются хранителями непрерывной линии с началом в восьмом веке и даже раньше, и длящейся до настоящего времени. Обе эти школы утверждают, что Дзогчен произошел не в самoм Тибете, а в Средней Азии, и впоследствии был принесён в Центральный Тибет определённой группой мастеров, известной как Махасиддхи или великие адепты. Таким образом, там возникли две древние и подлинные линии учения Дзогчен, Буддистская линия и линия Бон. Поскольку в своей книге "Золотые Буквы" я уже сделал обзор Буддистской традиции Ньингмапа, происходящей из Дзогчен, в этой статье я представлю предварительный обзор Бонской традиции Дзогчен, известной как Жанг-жунг Ньян-гьюд. Эта традиция Бонпо представляет особый интерес для изучения исторических истоков Дзогчена, потому что её представители утверждают, что она представляет непрерывную устную традицию (snyan-rgyud) с самых ранних времён, пришедшую из местности Жанг-жунг в Западном Тибете. [1] Хотя некоторые средневековые и современные тибетские истории, написанные жившими в уединении монахами, изображают древнюю пре-буддистскую религию Тибета – бон – как нечестивую смесь колдовства, черной магии, шаманизма и кровавых жертвоприношений, это представляется ничем иным, как анти-боновской пропагандой, производящей мелодраматический эффект. Основной целью этих буддистских историков было восславление роли индийского буддизма Махаяны в истории Тибета, проводя при этом мысль, что до прихода индийского буддизма в Центральный Тибет в седьмом веке нашей эры в Тибете не существовало ни культуры, ни цивилизации. На Индию, родину Господа Шакьямуни Будды, смотрели не только как на источник всякой подлинной религии и духовности, но и как на источник цивилизованной культуры в целом, и даже линия Тибетских королей прослеживалась до индийского происхождения такими урожденными тибетскими историками, как Го Лоцзава, Бутон и другие. [2] Еще одна проблема состояла в том, что тибетский термин бон, вероятно, происшедий из старинного глагола "bond-pa", что означает "призывать богов" [3], имеет два различных культурных контекста. В первом случае Бон на самом деле подразумевает туземную пре-буддистскую шаманистическую и анимистическую культуру Тибета, культуру, которая имела много общего с другими шаманистическими племенными культурами Центральной Азии и Сибири. Хотя эти культуры включали в себя различные виды религиозной практики и верований, в центре их всегда находился практикующий, известный под именем шамана. Деятельность шамана определённо характеризовалась вхождением в изменённое состояние сознания посредством ритмичного пения, битья в барабан, танца и так далее, независимо от того, рассматривалось ли это изменённое состояние сознания или "экстаз" как путешествие души, выход из тела или разновидность одержания духом. [4] Основной социальной функцией такого практикующего было целительство. Традиционная форма центральноазиатского шаманизма, включая одержание духами, широко практикуется в Тибете и сегодня как среди буддистского населения, так и населения, исповедующего бон, а также среди тибетских беженцев живущих в Ладаке, Непале и Бутане. Практикующий шаманизм известен под именем lha-pa или dba-po. [5] На границах Тибета в Гималаях и вдоль Китайско-Тибетской границы, среди некоторых тибето-говорящих и родственных им народностей существуют практики шаманизма, известные как Бонпо, например среди На-кхи в Китае [6] и среди Таманг в Непале. [7] Но существует и другая форма религиозной культуры, также известная как Бон, последователи которой утверждают, что представляют пре-буддистскую цивилизацию Тибета. Эти практики Бон утверждают, что по меньшей мере часть их религиозной традиции происходит не из Тибета, а была принесена в Центральный Тибет ещё до седьмого столетия из независимой тогда страны Жанг-жунг к западу от Тибета, а туда – из более удалённых местностей таджико-(stag-gzig) или ирано-говорящей Центральной Азии на северо-западе. [8] Эта форма Бон также известна как Юнгдрунг Бон (g.yung-drung bon), "Вечное Учение", термин, соответствием которому в санскрите было бы "Свастика-дхарма", где свастика или солнечный крест – это символ вечного и нерушимого, соответсвующего практически во всём буддистскому термину "ваджра" или алмаз (rdo-rje). В добавление к ритуальным текстам, относящимся к шиманической и анимистической практике, эта древняя традиция владеет большим количеством текстов, также претендующих на пре-буддистское происхождение, и относящихся к высшим учениям Сутры, Тантры и Дзогчен (mdo rgyud man-ngag gsum). Ламы Бонпо, вместо того, чтобы обращаться к северноиндийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме как своему Будде и источнику высших учений Сутры, Тантры и Дзогчен, обращаются к другому принцу, жившему в более ранние времена, к Шераб Мивоче (gShen-rab mi-bo-che), родом из Олмо Лунгринг ('Ol-mo lung-ring) в далёкой Средней Азии, как своему Будде (sangs-rgyas) и источнику их учения. Следовательно, последнему был присвоен титул Тонпа или Учителя (ston-pa), буквально "тот, кто раскрывает [тайны]". Современные ученые могут подвергать сомнению историчность этой личности – традиция Бонпо приписывает Тонпа Шенрабу поистине невероятную датировку, утверждая, что он процветал примерно восемнадцать тысяч лет назад. [9] Более того, его жизнеописание в источниках Бонпо ничем не уступает жизнеописанию Шакьямуни Будды, найденном в Лалитавистара. [10] Вместе с потрясающими жизнеописаниями Падмасамбхавы, присутствующими в обширной литературе школы Нингма, таких как Padma bka'-thang и bKa'-thang gser-phreng, история Тонпа Шенраб представляет один из великих эпических циклов Тибетской литературы. [11] Для постороннего Юнгдрунг Бон сегодня представляется ненамного отличным от других школ Тибетского Буддизма касательно их высших доктрин и монашеских практик. Современный Бон содержит в себе монашескую систему, очень похожую на монашескую систему буддистов, а также философию Мадхьямика, полностью сравнимую с другими школами Тибетского Буддизма. Согласно самим ламам Бонпо, основным различием между школами Бон и Будизма является скорее различие не в учении и доктринах, а в линиях передачи, так как Бонпо считают своим основателем Тонпа Шераб,а буддисты – Шакьямуни. На самом деле, обе эти [выдающиеся] личности – проявления просветления Будды в нашем мире, прозрения, технически известного как Нирманакайя (sprul-sku). Его Высочество Далай Лама признал Бон как пятую религиозную школу Тибета, наряду с Ньингма, Сакья, Кагью и Гелуг, и предоставил место представителям Бон в Совете по Делам Религии в Дхармасале. [12] Историческое развитие Бон С другой стороны, некоторые тибетские историки и ученые осознавали это вышеупомянутое различие между двумя разновидностями Бон, [13] и, определённо, сами ламы Бон знали о нём. Согласно одному из ведущих урождённых тибетцев - ученых Бон, Лопон Тензин Намдаку [14], историю развития Бон можно разделить на три фазы: 1. Примитивный Бон представлял собой туземный шаманизм и анимизм Тибета и примыкающих областей в древние времена. На самом деле, в соответствии с традицией Бонпо, некоторые из этих практик, такие как вызывания богов (лха гсол-ба) и ритуалы изгнания злых духов (sel-ba) были преподаны самим Тонпа Шераб в доисторические времена, во время его непродолжительного пребывания в Конгпо, что в Юговосточном Тибете. [15] Подобные ритуалы были позднее включены в классификацию учений и практик Бон, известную как девять последовательных путей или повозок (theg-pa rim dgu). Эти шаманические разновидности практик сегодня известны как "Каузальные (Причинные (прим.пер.)) Пути Бон" (rgyu'i theg-pa). Учения и практики, содержащиеся в Причинных Путях считаются дуалистическими в их философских взглядах, то есть, боги (lha), представляющие силы света и порядка, и зовущиеся Йе, и демоны (bdud), представляющие силы тьмы и хаоса, зовущиеся Нгам, имеют независимое существование, и практикующий в основном занимается тем, что выполняет ритуалы, которые призывают положительные энергии богов и отвращают отрицательные влияния демонов и злых духов. (gdon). [16] Изучение обсуждаемых ритуальных текстов показывает, что эти тексты – в основном не-индийского происхождения. [17] Однако, как и Буддизм в целом, Юнгдрунг Бон полностью отрицает практику кровавых жертвоприношений (dmar mchod), ибо происхождение этих практик приписывается демонам-каннибалам Синпо (srin-po), а не Тонпа Шенраб. Таким образом, ламы Бонпо не желают отождествлять даже Причинные Пути Бон с шаманизмом Джангкрис или шаманами, всё ещё процветающими в горах Непала, которые даже сегодня продолжают совершать кровавые жертвоприношения. [18] 2. Старый Бон (bon rnying-ma) или Юнгдрунг Бон (g'yund-drung bon) как таковой состоит из учений и практик, приписываемых самому Шенраб Мивоче, предстающему как Учитель или источник откровения (ston-pa), и, в особенности, это означает высшие учения Сутры, Тантры и Дзогчена. Он открыл эти учения своим последователям в Олмо Лунгринг на земле и в других частях небесной сферы в своём предыдущем воплощении как Чимед Цунгпхуд ('Chi-med gtsug-phud). [19] Считается, что эти учения Тонпа Шенраб, записанные уже во время его жизни или в последующий период, были позднее принесены из Олмо Лунгринг на таджикском языке в страну Жанг-жунг в Западном и Северном Тибете, где они были переведены на язык жанг-жунг. Жанг-жунг, похоже, был самостоятельным языком, отличным от тибетского, и, судя по всему, был сродни Западно-Гималайскому Тибето-Бирманскому диалекту Кинаури. Таким образом, это не был искусственно созданный язык, придуманный последователями Бон для того, чтобы иметь древний исходный язык, соответствующий Индийскому санскриту буддистских рукописей. [20] Считается, что начиная со времени правления второго короля Тибета, Митри Цанпо, некоторые тексты Бонпо, в особенности Отцовские Тантры (pha rgyud) были принесены из жанг-жунг в Центральный Тибет и переведены на тибетский язык. [21] Таким образом, Бонпо утверждают, что тибетцы в то время получили письменность, основанную на алфавите sMaryig, бывшем в употреблении в Жанг-жунг, который, следовательно, был предшественником алфавита dbus-med, часто использующегося в настоящее время для написания тибетских рукописей, особенно среди Бонпо. [22] Бонпо претерпели один за другим два цикла преследований, первый – во времена правления восьмого короля Тибета, Дригум Цанпо, и затем второй – во времена великого буддистского короля Тибета, Трисонг Детсан в восьмом веке нашей эры. Согласно традиции, в обоих случаях преследуемые мудрецы Бонпо спрятали свои книги в различных местах в Тибете и прилегающих областях, таких как Бутан. Эти тайники стали заново открывать начиная с десятого столетия. Потому они известны как вновь открытые тексты или "скрытые сокровища" (gter-ma). [23] Некоторые другие тексты никогда не были спрятаны. а оставались в обращении и передавались по непрерывной линии начиная с восьмого столетия. Эти тексты известны как snyan-rgyud, буквально - "устная традиция", даже если они существовали как написанные тексты, начиная с раннего периода. Один из примеров такой "устной традиции" – Жанг-жунг snyan-rgyud, который в восьмом столетии мастер Тапирица разрешил своему ученику Гьерпунгпа (Gyerpungpa) записать в виде сжатых тайных устных наставлений (man-ngag, санскрит. упадеша). Иногда тексты были надиктованы во время экстатических видений или изменённого состояния сознания некоторыми древними мудрецами или божествами ламам, жившим в более поздние столетия. Один из таких примеров – знаменитое жизнеописание Тонпа Шераб, известное как Зи-рджид (gZi-brjid), надиктованное Лодан Ньингпо (bLo-ldan snying-po, год рождения 1360) горными духами. Эта классификация скорее похожа на классификацию Ньингмапа своих тестов на bka'-ma и gter-ma. [24] Эта разновидность Старого Бон процветала в Западном и Центральном Тибете вплоть до наших дней. Учения Бон, раскрытые Тонпа Шераб, классифицируются иначе – на его три традиционные жизнеописания. В общих чертах, считается, что Тонпа Шераб дал разьяснения Бон в трёх циклах учения: I. Девять Последовательных Средств (Колесниц *), приводящих к Просветлению (theg-pa rim dgu); II. Четыре Портала Бон и пятый – Сокровищница (sgo bzhi mdzjd lnga); и III. Три цикла Наставлений, которые бывают Внешними, Внутренними и Тайными (bka' phyi nang gsang skor gsum). Эти Девять Путей или Девять Последовательных Средств, приводящих к Просветлению, определены в соответствии с тремя различными системами скрытых сокровищниц текстов (gter-ma), которые были спрятаны во время ранних преследований Бон и вновь открыты в более поздние столетия. Эти три системы скрытых текстов обозначены в соответствии с местонахождением сrрытых сокровищниц текстов. 1. Система Южных Сокровищ (lho gter lugs): Эти тексты были вновь открыты в Дригцам Такар ('brig-mtsham mtha' dkar) в Южном Тибете и в Паро (spa-gro) в Бутане. В них Девять Путей сначала разделены на Четыре Причинных Пути, которые содержат многие мифы и магические шаманистические ритуалы, и которые в основном описывают работу с энергиями для достижения мирских благ. Затем следуют пять высших духовных путей, известных как Пути Осуществления. Здесь целью является не приобретение власти или обеспечение здоровья и процветанияв этом мире, а осуществление предельной духовной цели освобождения от страданий, претерпеваемых в круге рождений в Самсаре. Предельное и наивысшее средство в этой девятисложной классификации – Дзогчен. [25] 2. Система Центральных Сокровищ (dbus gter lugs): Эти сокровищницы текстов были заново обнаружены в различных местах в Центральном Тибете, включая великий Буддистский монастырь Самье. В целом, эта классификация учений Бонпо скорее схожа с системой Девяти Колесниц школы Ньингма Тибетского Буддизма. Считается, что некоторые из этих текстов Бонпо были принесены в Тибет из Индии великим тибетским переводчиком Вайрочаной из Пагора, который переводил труды как Буддистской традиции, так и Бонпо. [26] 3. Система Северных Сокровищ (byang gter lugs): Эти сокровищницы текстов были вновь обнаружены в различных местах к северу от Центрального Тибета. Однако, согласно Лопон Тензин Намдаку, об этой системе в настоящее время известно немного. [27] Четыре Портала Бон и пятый – Сокровищница (bon sgo bzhi mdzod lnga) представляют другую, и, вероятно, независимую систему классификации учений Бонпо на четыре группы, известные как Четыре Портала (Входа) (sgo bhi), наряду с приложением, известным как Сокровищница (mdzod). Это – следующие группы или классы учений: 1. Бон "Белых Вод", содержащий Гневные Мантры (chab dkar drag-pu sngags kyi bon): Это собрание текстов содержит эзотерические Тантрические практики, сосредоточенные на повторении гневных или яростных мантр (drag sngags), связанных с различными божествами медитаций. В этот класс включены цикл Чьипунг или "Общее Собрание" (spyi-spungs skor), что представляет практики, ассоциирующиеся с Отцовской Тантрой (pha rgyud). [28] 2. Бон "Черных Вод", связанный с непрерывностью существования (chab nag srid-pa rgyud kyi bon): Это собрание текстов содержит различные магические ритуалы, похоронные ритуалы, ритуалы выкупа, практики гадания и так далее, необходимые для процесса очищения и противодействия негативным энергиям. Похоже, что это собрание текстов в целом соответствует Четырём Причинным Путям, описанным выше. В данном случае термин "черный" относится не к намерениям практикующего, а к изгнанию негативного, которое символически имеет черный цвет. 3. Бон Обширной Праджняпарамиты из страны Пханьюл ('phan-yul rgyas-pa 'bum gyi bon): Это собрание текстов состоит из моральных наставлений, обетов, правил и этических учений как для монахов, так и для мирян, посвященных в духовный сан. Эти тексты концентрируются в особенности на философской и этической системе Праджняпарамита Сутры, которая сохранилась в своей Бонпо версии в шестнадцати томах, известных как Камс-чен (Khams-chen). Эти тексты в основном представляют систему Сутры, в то время как Чаб кар (Chab dkar) представляет систему Тантры. [29] 4. Бон Писаний и Тайных Устных Наставлений Мастеров (dpon-gsas man-ngag lung gi bon): Это собрание текстов состоит из устных наставлений (man-ngag) и писаний (lung) различных мастеров (dpon-gsas), принадлежащих линиям передачи Дзогчен. 5. Бон Сокровищницы, наивысшей чистоты и всёобъемлющий (gtsang mtho-thog spyi-rgyug mdzod kyi bon): Это собрание текстовсодержит основные материалы всех Четырёх Порталов Бон. Сокровищница, пятый Портал (mdzod lnga), описана в gZer-myig, "Что касается наивысшей чистоты (gtsang mtho-thog), она распространяется повсюду. Как понимание, он принадлежит Бону вселенскому (spyi-gcod). Он очищает поток сознания в смысле всех четырёх Порталов". [30] Три цикла Наставлений: Внешний, Внутренний и Тайный (bka' phyi nang gsang skor gsum) таковы: 1. Внешний Цикл (phyi skor) содержит систему наставлений Сутр (mdo-lugs), относящуюся к Пути Отречения (spong lam). 2. Внутренний Цикл (nang skor) содержит систему наставлений Тантр (rgyud-lugs), относящуюся к Пути Самоосвобождения (sgyur lam), также известного как Тайные Мантры (gsang sngags). 3. Тайный Цикл (gsang skor) содержит учение Упадеши (man-ngag), относящиеся к Пути Самоосвобождения, также известного как Дзогчен, Великое Совершенство.
Комментарии (1) John Myrdhin Reynolds, The Golden Letters, Snow Lion, Ithaca 1996, pp. 199-286. (2) Например, Deb-ther sngon-po of 'Gos lo-tswa-ba gZhon-nu dpal (1392-1481), переведённые на англ.в "The Blue Annals by George Roerich" Part I, Book I, Motilal Banarsidass, New Delhi reprint 1979; pp. 35-37. See also Tarthang Tulku, Ancient Tibet, Dharma Publishing, Berkeley 1986; pp.102-106, 140-148. (3) Geza Uray, "The Old Tibetan Verb Bon," in Acta Orientalia Academiae Scientarium Hungaricae, 1964, vol. 17, no. 3, pp. 323-34. (4) Шаманизм, призанный в настоящее время исключетельно древним мировым религиозным и культурным видом деятельности, был подробно описан русскими и другими антропологами, а также учеными, исследующими Историю Религий, такими как Мирче Элиаде и другими. См. "Mircea Eliade, Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy", Pantheon Books, New York 1964. (5) По тибетскому шаманизму в общем, см. "Rene de Nebesky-Wojkowitz, Oracles and Demons of Tibet", Mouton, The Hague 1956, pp. 538-553, а также Per-Arne Berglie, "Preliminary Remarks on Some Tibetan Spirit Mediums in Nepal," in Kailash 4 (1), Kathmandu 1976, pp. 85-108. Описание современного тибетского шамана из Ладака, практикующего в Катманду: Larry G. Peters, "The Tibetan Healing Rituals of Dorje Yudronma: A Fierce Manifestation of the Feminine Cosmic Force," in Shaman's Drum 45, Ashland OR 1997, pp. 36-47. (6) Joseph Rock, "Contributions to the Shamanism of the Tibetan-Chinese Borderland", Anthropos LIV (1959), pp. 796-818 (7) Larry Peters, "Ecstasy and Healing in Nepal", Udena Publications, Malibu 1981. Также Stan Royal Mumford, Himalayan Dialogue, University of Wisconsin Press, Madison 1989. (8) Общее описание связей между древним Тибетским королевством и Центральной Азией. Christopher Beckwith,"The Tibetan Empire in Central Asia", Princeton University Press, Princeton NJ 1987. В свете этой связи, как предположил Бекуиз (Beckwith), термин "бон", вероятно, был заимствован из центральноазиатского иранского языка Согдианы, где слово " bwn" означает дхарма. Это слово также встречается как первый элемент зороастрийской книги, описывающей процесс творения, Бундахишн (Bundahishn). Бекуиз также указал на возможное Индо-Иранское основание языка Жанг-жунг. Beckwith, "The Tibetan Empire in Central Asia", op. cit., pp. 3-36. Жители Согдианы были одной из основных торговых групп на Шелковом Пути к северо-востоку от Тибета, и многие буддистские тексты на языке Согдианы были найдены в Центральной Азии. Tsering Thar, "The Ancient Zhang Zhung Civilization," in Tibet Studies, Lhasa 1989, pp. 90-104. (9) Согласно bsTan-rtsis Nyima Tenzin, переведённому Per Kvaerne в "A Chronological Table of the Bon-po: The bsTan rcsis of Nyi-ma bstan-'jin," in Acta Orientalia XXXIII, Copenhagen 1971, pp. 205-282. (10) Существует три основных биографии или жизнеописания Тонпа Шераба в традиции Бон: 1. mDo 'dus or Dus gsum sangs-rgyas byung-khungs kyi mdo, 2. gZer-myig or 'Dus-pa rin-po-che'i rgyud gzer-myig, 3. gZi-brjid or 'Dus-pa rin-po-che dri-ma med-pa gzi-brjid rab tu 'bar-ba'i mdo. Обобщение жизнеописания Тонпа Шераба, извлеченное из gZer-myig, можно найти в книге Helmut Hoffman, "The Religions of Tibet", George Allen and Unwin, London 1961, pp. 84-98. Краткий вариант жизнеописания можно найти в работе Richard Gard and Sangye Tandar, "The Twelve Deeds: A Brief Life Story of Tonpa Shenrab, the Founder of the Bon Religion", LTWA, New Delhi 1995. Хотя монашеский путь Тонпа Шенраба в поздний период его жизни во многом напоминает описание Великого Отречения Будды Шакьямуни и его последующей наставнической деятельности, как представлено в Лалитавистара, его жизненный путь имеет происходжение, совершенно независимое от всего даже отдаленно индо-буддистского. Поистине, видный русский ученый Кузнецов считает, что Тонпа Шераб был центрально-азиатского или иранского происхождения. B.I. Kuznetsov, "Who was the Founder of the Bon Religion," in Tibet Journal, Vol. I, No. 1, Dharamsala 1975. Некоторые современные тибетские ученые видят Тонпа Шераба скорее урождённым тибетцем, чем принцем, происходящим из Центральной Азии. Namkhai Norbu, The Necklace of gZi: A Cultural History of Tibet, LTWA, Dharamsala 1981. Такого же мнения придерживается и Кармей. Samten G. Karmay, "A General Introduction to the History and Doctrines of Bon," in The Memoirs of the Research Department of the Toyo Bunko, No. 33, Tokyo 1975, pp. 171-218. Лопон Тензин Намдак, следуя традиции Бон, твердо придерживается мнения, что Тонпа Шераб не был тибетцем, а произошел из'Ol-mo lung-ring, которую он отождествляет с Шамбалой. В этом случае, 'Ol-mo lung-ring был мистической страной, а не точным геграфическим местоположением где-то на северо-западе Тибета в исторические времена. О значении 'Ol-mo lung-ring и Шамбалы см. Edwin Birnbaum,The Way to Shambhala: A Search for the Mythical Kingdom beyond the Himalayas, Anchor Press/ Doubleday, New York 1980, pp. 12-13, 44, 79-81, 102. О роли мистической географии в целом, см. Mircea Eliade, "The Sacred and the Profane: The Nature of Religion", Harcourt Brice & World, New York 1957, а также Henry Corbin, "Spiritual Body and Celestial Earth", Princeton University Press, Princeton 1977. (11) О бардах и эпосе в общем в Тибетской традиции см. R.A. Stein, "Tibetan Civilization, Faber and Faber2, London 1972, pp. 272-281. Также см. более подробное исследование, "Recherches sur l'epopee et le barde au Tibet, Annales du Musee Guimet, Paris 1959. (12) Это не означает, что Далай Лама считает бонпо буддистами. Согласно большинству тибетских лам, буддисты следуют чос, а бонпо следуют бон. Тем не менее, как буддисты (chos-pa), так и бонпо считаются "Внутренним Кругом" (nang-pa) в отличие от "Внешнего Круга" (phyi-pa) – индуистов, джайнов, мусульман и христиан. (13) Например, см. Grub-mtha' legs bshad shel kyi me-long by Chos kyi nyi-ma dpal bzang-po (1674-1740). Эта часть текста, описывающая Бон, была переведена Сарит Чандра Дасом в труде " Contributions on the Religion and History of Tibet", Manjusri Publishing House, New Delhi 1970, pp. 1-19; перепечатанной из Journal of the Asiatic Society of Bengal, 1881. Автор, ученый-гелугпа, различает три фазы в историческом развитии Бон: 'jol bon, khyar bon и bsgyur bon Хотя бонпо и не разделяют такой взгляд на свою историю, этот текст полезен в рассмотрении взглядов на Бон других школ буддизма. Описание, приведенное в этом труде, можно сумировать следующим образом: 1. Раскрытый Бон ('jol bon): Во времена правления шестого короля Тибета, Триде Цанпо (Khri-lde btsan-po) демон или злой дух ('dre) похитил тринадцатилетнего мальчика, который принадлежал клану Шен (gshen) и носил его с собой по разным диким местам в горах Тибета и Кхама. Другие описания добавляют, что обнаружилось, что этот тринадцатилетний мальчик имел ослиные уши, очевидно от рождения, после чего злой дух скрылся с ним. После этого, мальчик блуждал ещё тринадцать лет, и получил все возможные наставления в магических искусствах не-человеческих духов (mi ma yin). В возрасте двадцати шести лет ему было разрешено вернуться в свою деревню. Благодаря своим путешествиям в Иной Мир и знаниям, которые он там приобрёл, он знал имена и прибежища всех духов и демонов. Он знал, какие духи причиняют беспокойство человеческому роду, а какие – приносят удачу и процветание. Он также знал, как умиротворить враждебных духов ритуалами и подношениями. Таким образом, этот молодой человек первым принёс Бон тибетцам, и, начиная с его времени, короли Тибета следовали Бону и никаким другим религиям. Более того, говорится, что когда он вернулся из диких мест в деревню, он прятал свои ослиные уши под белым шерстяным тюрбаном, и по этой причине белый тюрбан стал отличительным головным убором древних Бонпо. Об этих ранних Бонпо говорили, что внизу ('og) они усмиряли злых духов, наверху (steng) они призывали богов своих предков, и в середине (bar) они очищали домашний очаг, когда он загрязнялся и таким образом оскорблял бога очага (thab lha) и других духов дома. Это описание представляет собой очевидный сценарий шаманского посвящения, и поэтому, вероятно, объясняет происхождение шаманизма в Тибете. 2. Реформированный Бон ('khyar bon):Эта разновидность представляет собой нововведения, происшедшие благодаря иностранным влияниям, пришедшим в Тибет извне. Когда король Тибета, Дригум Цанпо (Gri-gum btsan-po) был убит из-за его преследования бонпо, возникла необходимость предотвратить беспокойный дух убитого короля, который стал gshin или беспокойным духом, от причинения зла людям. По этой причине три практика Бонпо были приглашены из Кашмира (Kha-che), Гилджита (Bru-sha) и Жанг-жунг с тем, чтобы исполнить соответствующие похоронные ритуалы для успокоения духов. Дело в том, что местные священнослужители не знали, как это делать. Эти ритуалы известны как 'Dur. Все три Бонпо были чужеземцами из стран, которые лежат к западу от Тибета. Один из этих Бонпо, предположительно выходец из Жанг-жунг, умиротворял божества Ge-khod (божество-покровитель Жанг-жунг), Khyung (Гаруда), and Me-lha (бог огня). Благодаря этому он мог летать по небу на своём барабане и находить минеральные и металлические отложения, скрытые под землёй. Второй Бонпо, предположительно выходец из Гилджит, владел искусством гадания и мог предсказывать будущее с помощью узлов и нитей (практика, известная как ju-thig), и использованием лопатки (sog dmar). Более того, он произносил вдохновенные божественные откровения (lha bka'). Таким образом, Гилджит представляется местом, откуда произошёл этот метод предсказания. Третий Бонпо, родом из Кашмира, местности, известной своей традицией изучения Санскрита как среди буддистов, так и шайвитов, был знатоком в проведении похоронный церемоний. До того времени в Тибете не существовало философии Бон, но в тот момент Бон смешался с Шайвитскими доктринами Тиртак, индусов Кашмира, и, следовательно, стал известен как реформированный Бон (mu-stegs dbang-phyug-pa'i grub-mtha' 'khyar-ba bon). 3. Трансформированный Бон (bsgyur bon): Это произошло в три стадии. Сперва, индийскогопандита, который оклеветал известного буддистского наставника и был обвинен в аморальном поведении, изгнали из Сангхи или монашеской общины. Он отправился на север Кашмира, одевшись в голубые одежды (sham-thabs sngon-po-can), и объявил себя великим учителем. Там он написал несколько еретических книг и спрятал их под землёй. по прошествии нескольких лет, он созвал народ засвидетельствовать открытие этих текстов, которые он заранее спрятал. Он объявил их священными писаниями Бон и таким образом принёс преобразование в религию Бон. Вторая стадия состояла в том, что во время правления великого буддистского короля Тибета, Трисонг Децана, был издан указ, предписывающий всем Бонпо отречься от Бон и принять буддистскую веру Индии. Бонпо по имени Ринченчок (Rin-chen mchog) отказался это сделать, и был наказан королём за своё упорство. Бонпо очень разозлился, и впоследствии он и некоторые другие священники-бонпо сочинили тексты бонпо, которые были тотальным плагиатом буддистских текстов. Когда король узнал об этом, он вышел из себя и приказал обезглавить священников. Однако, некоторым из них удалось выжить и спрятать копии этих текстов-плагиатов в разных местах под камнями. Позднее эти священники вновь открыли тексты, и они стали термами бонпо. В-третьих, после свержения и смерти Тибетского короля Лангдармы в девятом веке, некоторые священники бонпо продолжали изменять буддистские тексты, используя различное написание и терминологию. В Верхнем Цанге двое из них, Шенгур Луга (gSen rgur klu-dga') и Дарьюл Дролаг (Dar-yul sgro-lag), составили ещё несколько текстов и спрятали их под камнями. Таким образом, они переделали много буддистских писаний в тексты Бон, например, изменив обширную Праджняпарамиту (Yum rgyas) в Khams-chen, Бонпо версию Праджняпарамиты. Впоследствии они представили их как якобы случайные открытия. Эти хранилища текстов были известны как "Белые Воды" (Chab dkar) Бон Осуществления ('bras-bu'i bon). Настроение этого описания скорее анти-боновское, и это может противоречить описаниям бонпо происхождения и развития их традиции, как, например Legs-bshad mdzod Шардза Ринпоче (Shardza Rinpoche). См. перевод этого труда в Samten G. Karmay, "The Treasury of Good Sayings: A Tibetan History of Bon", Oxford University Press, London 1972. (14) Устные передачи Лопон Тензин Намдака. См. также его историю Бон " g.Yung-drung bon gyi bstan-pa'i 'byung khungs nyung bsdus", Kalimpong 1962. (15) В соответствии с традиционными описаниями, найденными gZer-myig и gZi-brjid, принц-демон и волшебникКьябпа Лагринг (bDud-rgyal Khyab-pa lag-ring) украл семь лошадей Тонпа из стойла в 'Ol-mo lung-ring, и, похитив их, заключил их в Конгпо, местность в Юго-Восточном Тибете. Тонпа Шераб воспользовался этой возможностью отправиться в Тибет, с тем, чтобы подчинить яростных демонов (srin-po), которые в то время обитали в стране и притесняли примитивных жителей. См. H. Hoffman, "The Religions of Tibet", op. cit. Также см. Tarthang Tulku, "Ancient Tibet", op. cit., pp. 107-108. (16) См. David Snellgrove, "The Nine Ways of Bon", Oxford University Press, London 1967. Также см. Namkhai Norbu, "Drung, Dreu and Bon", LTWA, Dharamsala 1995. (17) См. Snellgrove, "The Nine Ways of Bon", op. cit. Также о ритуалах Бон см. John Myrdhin Reynolds, "The Cult and Practice of Zhang-zhung Meri", Bonpo Translation Project (privately printed), San Diego 1996. (18) Устные передачи Лопон Тензин Намдака. "On the conflict between Buddhist Lamas and indigenous shamans regarding the question of blood sacrifice", see Mumford, Himalayan Dialogue, op. cit. О параллельной ситуации в Монголии семнадцатого века, см. Walther Heissig, "The Religions of Mongolia", University of California Press, Berkeley 1980 and Walther Heissig, "A Mongolian Source to the Lamaist Suppression of Shamanism in the 17th Century," в Anthropos 48, pp. 493-533. (19) О 'Chi-med gtsug-phud и линиях учения Бонпо Дзогчен см. часть вторую ниже, а также переводы Yig-chung и rNam-thar в части второй. (20) О языке Жанг-жунг, см. Erik Haarh, "The Zhang-zhung Language: A Grammar and Dictionary of the Unexplored Language of the Tibetan Bonpos," в Acta Jutlandica XL: 1, Copenhagen 1968, pp. 7-43. (21) Samten G. Karmay, "The Treasury of Good Sayings: A Tibetan History of Bon", Oxford University Press, London 1972. (22) О письменности sMar-yig Жанг-жунг, см. Tshe-ring Thar, "The Ancient Zhang Zhung Civilization," op. cit. Также см. Namkhai Norbu, "The Necklace of gZi", op. cit. (23) О традициях Бонпо терма см. Samten Karmay, "The Treasury of Good Sayings", op. cit. Все ранние открытия Терма Бонпо были sa-gter, реальные физические тексты, написанные в более ранние времена и спрятанные в различных местах Тибета и Бутана. Большинство подлинных открывателей этих собраний Терма текстов были не ученые Ламы, а простые фермеры и охотники, которые никак не могли подделать эти тексты. Среди самых известных из этих ранних "Тертонов" были три непальских вора, известные как Атсары, которые в 961 СЕ (?) украли крепко запертый ящик из Cha-ti dmar-po храма в монастыре Samye. Убежав со своей добычей в горы, и думая, что в ящике спрятано золото, они его вскрыли и нашли всего лишь какие-то старые тексты. Беспредельно разочарованные, они продали эти старые книги каким-то местным ламам Бонпо за немного золота и лошадь. (24) О традиции Ньингмапа Терма см. Eva Dargyay, "The Rise of Esoteric Buddhism in Tibet, Motilal Banarsidass", Delhi 1977. Также см. Tulku Thondup, "Hidden Teachings of Tibet: An Explanation of the Terma Tradition of the Nyingmapa School of Buddhism", Wisdom Publications, London 1986, и Tulku Thondup, "The Tantric Tradition of the Nyingmapas", Buddhayana, Marion MA 1984. (25) Девять путей Бон, или, скорее девять последовательных средств Бон (bon theg-pa rim dgu), как классифицировано в Системе Южных Сокровищ (lho gter lugs), разъяснены в стольких же главах gZi-brjid, наиболее обширном жизнеописании Тонпа Шераба. Эти главы были переведены Снеллгроув в сотрудничестве с Лопон Тензин Намдако. См. David Snellgrove, "The Nine Ways of Bon", Oxford University Press, London 1967. Здесь девять Путей перечислены следующим образом: 1. Путь Практики Предсказаний (phywa gshen theg-pa): Буквально theg-pa означает скорее транспортное средство или способ передачи, чем дорогу или путь. gShen, термин неясного происхождения и значения, может быть переведён, согласно Лопону, как "практика" или "практик". И термин phywa означает предсказание или предзнаменование. Этот путь или средство в основном занимаются предсказанием (mo), астрологическими или геомантическими вычислениями(rtsis), медицинской диагностикой (dpyad) и исполнением ритуалов целительства (gto). 2. Путь Практики Видимых Проявлений (snang gshen theg-pa): Этот путь в основном занимается видимыми проявлениями (snang-ba), воспринимаемыми как положительные проявления активности богов (lha), которые приходят на помощь к человечеству. Следовательно, особое внимание уделяется призыванию богов (lha gsol-ba), с тем, чтобы получить их помощь. Это включает такие классы богов, как Thugs-dkar, sGra-bla, Wer-ma и так далее. 3. Путь Практики Магической Силы('phrul gshen theg-pa): Этот путь в основном включает в себя магические ритуалы с тем, чтобы обеспечить процветание и контроль над призываемыми духами, особенно в ритуалах экзорсизма (sel-ba), предназначенных уничтожить отрицательную энергию и отрицательные провокации злых духов (gdon) , которые появляются, с тем, чтобы наршить покой человеческого существования. Практикующий работает с этими энергиями в плане призывания, заклинания и применения (bsnyen sgrub las gsum). 4. Путь Практики Существования (srid gshen theg-pa): Здесь "существование" (srid-pa) на самом деле означает процесс смерти и перерождения. Этот путь также известен как 'Dur gshen, практика церемоний экзорсизма ('dur) духов мёртвых, которые тревожат живых. Следовательно, он в основном занимается с 360 видами ритуалов, которые это совершают, а также с методами обеспечения удачи и долгой жизни живущих. Эти четыре пути представляют Четыре Причинных Пути Бон (bon rgyu'i theg-pa bzhi). За ними следуют высшие пути более духовной природы, чья цель – освобождение и просветление, и которые вместе известны как Пути Осуществления ('bras-bu'i theg-pa). 5. Путь Добродетельных Практикующих Мирян (dge-bsnyen theg-pa): Этот путь в основном занимается моралью и этикой, например, десятью добродеяниями (dge-ba bcu), десятью Совершенствами или Парамитами, и так далее, а также десятью благочестивыми деяниями, такими как возведение ступ и так далее. 6. Путь Мудрецов Аскетов (drang-srong theg-pa): Термин drang-srong (санскр. риши), означающий "мудрец" здесь имеет техническое значение полностью посвященного монаха, который принял все обеты, соответствующие буддистскому бхикшу (dge-slong). Основное значение здесь имеют обеты монаха и правила монашеской дисциплины ('dul-ba). 7. Путь Белого А (A-dkar theg-pa): Этот путь большей частью занимается Тантрической практикой трансформации посредством визуализации себя как божества медитации и практик, связанных с мандалой. В него включены как Низшие, так и Высшие Тантры. 8. Путь Первичного Шен (ye gshen theg-pa): Этот путь главным образом занимается определёнными тайными Тантрическими практиками, включая надлежащие взаимоотношения с Гуру и Тантрическим консортом, а также методологиями Процесса Зарождения (bskyed-rim) и Процесса Завершения (rdzogs-rim), и связанным с ними поведением. 9. Предельный Путь (bla-med theg-pa): Предельный и непревзойдённый (bla na med-pa) путь состоит из учения и практик Дзогчен, Великого Совершенства, который описывает процесс просветления в терминах Основания, Пути и Плода, а также практики созерцания как мировоззрения, медитаций и образа действий. (26) Согласно Системе Центральных Сокровищ (dbus gter lugs), Девять Путей в свою очередь разделены на Причинные Средства (rgyu'i theg-pa) и Средства Осуществления ('bras-bu'i theg-pa). Эти средства следующие: 1. Путь Богов и Людей, где один полагается на другого (lha mi gzhan rten gyi theg-pa): иными словами, это средство, в котором ученики сперва должны выслушать учение друг от друга. Это средство соответствует Шравакаяне Буддистской системы и философским взглядам Вабхашика. 2. Путь Шенрабпа, где практики сами обладают пониманием (rang-rtogs gshen-rab kyi theg-pa): Этим практикам нет необходимости слышать учение от других, они находят его сами. Это средство соответствует Пратьекабуддхаяне буддистов и философским взглядам Саутрантика. 3. Путь Сострадательных Боддхисаттв (thugs-rje sems-pa'i theg-pa): Это средство соответствует системе Боддхисаттваяны Махаяна Сутра в буддизме. В особенности, ссылка на Боддхисаттв, которые практикуют десять Парамит щедрости, морали, терпения, мощи, медитации, силы, сострадания, исполнения обязательств, искусных средств и мудрости. Философские взгляды этого пути соответствуют взглядам Йогачаринов или Читтаматрин (sems-tsam-pa), которые распознают отсутствие какого бы то ни было неотъемлемого существования в смысле как внутренней сущности, так и внешних явлений. 4. Путь Боддхисаттв, которые не имеют концептуальными разработками (g.yung-drung sems-pa'i spros med-pa'i theg-pa): Это средство соответствует Боддхисаттваяне в буддистской системе. Бонпо термин g.yung-drung sems-dpa', буквально Свастикасаттва или "Свастическая сущносность" имеет тот же смысл, что и буддистский термин Боддхисаттва (byang-chub sems-dpa'). Здесь можно найти практику тех же десяти Парамит. Однако, философские концепции пустоты и отсутствия какого бы то ни было неотъемлемого существования внутренней сущности и внешних явлений скорее понимается путём Мадхьямика (dbu-ma-pa), чем Читтаматра. Эти четыре низших пути представляют Причинное Средство Достижения (rgyu'i theg-pa), в то время как нижеследующие известны как Средства Осуществления. 5. Путь Первичного Бон Чистого Образа Действий и Исполнения Ритуалов (bya-ba gtsang-spyod ye bon gyi theg-pa): Сосредотачиваясь на ритуальной деятельности (bya-ba, санскр. крийя) и чистоте образа действий, этот путь соответствует Крийятантраяне в системе Ньингмапа. Что касается метода, Сущность Мудрости (ye-shes-pa) призывают в поле зрения практикующего и обращаются с ней, как с великим господином, милости которого испрашивает покорный слуга, и, как следствие этого, практикующий получает знание (ye-shes) и благословение (byin-rlabs) божества. 6. Путь Прозорливого Знания, который обладает всеми аспектами (rnam-par kun-ldan mngon-shes kyi theg-pa): Концетрация осуществляется одинаково на внешних ритуальных действиях и внутренней практике йоги. Этот путь соответствует Чарьятантраяне в системе Ньингмапа. Вместе с практикой десяти Парамит и четырёх Воспоминаний, призывается присутствие Сущности Мудрости, но здесь это божество воспринимается скорее как близкий друг, чем вышестоящий господин. Эти два пути представляют Внешние или Низшие Тантры (phyi rgyud), в то время как нижеследующие пути представляют Внутренние или Высшие Тантры (nang rgyud). 7. Путь Видимого Проявления Сострадания в смысле Действительного Процесса Зарождения (dngos bskyed thugs-rje rol-pa'i theg-pa): Этот путь соответствует Йога Тантре и до определённой степени Махайога Тантре и Ануттара Тантре в буддистской системе классификации как для Ньингмапы, так и для более новых школ. Утверждая себя в высшем мировоззрении Предельной Истины и оставаясь в первозданности Естественного Состояния, практикующий вовлекается в Процесс Зарождения (bskyed-rim) и трансформирует себя в божество медитации, реализуя таким образом качества, приписываемые этому проявления просветлённого осознания. 8. Путь, в котором Всё Совершенно и Безмерно Наполнено Смыслом (shin tu don-ldan kun rdzogs kyi theg-pa): Утвердившись в предельной Истине и первозданности Естественного Состояния, как описано выше, практикующий сосредотачивается скорее на Процессе Совершенствования (rdzogs-rim), чем на Процессе Зарождения (bskyed-rim), так что Пространство и Осознание осознаются как нераздельные (dbyings rig dbyer-med). И особенно в том, что касается божества медитации, практикующий осознаёт гнозис или первозданное осознавание нераздельности благодати и пустоты (bde stong ye-shes). Этот путь соответствует Махайога Тантре и, в особенности, Ануйога Тантре Ньингмапы. 9. Непревзойдённый Путь Высших Пиков Первозданного Великого Совершенства (ye nas rdzogs-chen yang-rtse bla-med kyi theg-pa): Этот путь содержит учение Дзогчен в терминах Методов Ума (sems-sde), которые делают ударение на аспекте осознования Естественного Состояния, и Методах Пространства (klong-sde), которые делают ударение на аспекте пустоты, а также Методы Тайных Наставлений (man-ngag sde), которые подчеркивают их нераздельность. О Сокровищницах Центрального Тибета см. John Myrdhin Reynolds, "Yungdrung Bon: The Eternal Tradition", Tibetan Translation Project (privately printed), New York 1994. А также Lopon Tenzin Namdak и John Reynolds (tr), "The Condensed Meaning of an Explanation of the Teachings of Yungdrung Bon", Bonpo Foundation, Kathmandu n.d. Также см. Tenzin Wangyal, "Wonders of the Natural Mind", Station Hill Press, Barrytown NY 1993, pp. 35-37, 203-208. (27) Устное сообщение. (28) Согласно Лопон Тензин Намдаку, перевод этих технических терминов chab dkar как "белые воды" и chab nag как "черные воды" проблематичен. На самом деле, chab означает "вода" на тибетском, но Это слово, вероятно, первоначально было термином Жанг-жунг, и имеет иной, сегодня забытый смысл. В старом употреблении Бонпо, термин "белый" (dkar) и "черный" (nag) не имели морального подтекста, который они имеют в английском языке (аналогично - в русском, прим.пер.), как например, "белая магия", исполняемая в добрых целях, и черная магия, практикуемая в дурных целях. В этом контексте белое относится к призыванию помощи богов и духов, притягивая на себя положительную энергию, в то время как черное относится к экзорсизму и изгнанию отрицательных энергий, что воспринимается как процесс очищения. Изгнанные негативные энергии воспринимаются как окрашенные в черный свет, но намерение этого процесса - положительное, а именно - намерение очищения. (29) Согласно Кармай, имя 'Phan-yul означает область 'Phan-yul к северу от Лхасы. Возможно, это – местность, где в ранний период был сделан бонский перевод Праджняпарамиты, спрятанный впоследствии в другом месте и позднее заново открытый gShen-chen klu-dga' в 11 столетии. Однако, Лопон оспаривает эту теорию и считает, что 'phan-yul был, вероятно, термин происходящий из Жанг-жунг, и чье значение было забыто. Тибетский термин 'bum, буквально означающий "сто тысяч", представляет собой традиционное в буддистской традиции обозначение всего собрания Праджняпарамита Сутр, самая большая из которых содержит сто тысяч строф. (30) См. Snellgrove, "The Nine Ways of Bon", ibid.
ПРОДОЛЖИМ ЗНАКОМСТВО ! Воспользуйтесь
этой ссылкой, если в верхней
части страницы вы не видите
название сайта "Вселенная-ЛЮБОВЬ", а слева
отсутствует меню. |